пятница, 11 апреля 2014 г.

Игры ТРИЗ по экологии

Чтобы прогулка стала интересной, полезной и познавательной.
 В  эти игры можно поиграть в любое время: на прогулке с  ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют  ни большого игрового поля, ни значительного количества  иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи.
Игра «Отвечай быстро»
 Цель: Закреплять умение  классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Ход: Игра проводится с мячом. Ведущий называет цвет, бросает мяч игроку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природе, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый»,- говорит ведущий (делает паузу, давая возможность детям вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку.  «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.
Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.

Игра «Природа и человек»
Цель: Закрепить, систематизировать знания  о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Игра «Четвертый лишний»
Цель: Учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
     1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
      2 карточка: ель, мак, кот, река
      3 карточка: снег, камень, облако, птица
      4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба
      5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха
      6 карточка: дерево, птица, солнце, человек
      7 карточка: река, облако, песок, камыш
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать  свои действия.
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: Упражнять в классификации живой природы.
Ход: Ведущий называет обобщающее слово, а игроки- слова, относящиеся к данному значению.
Ведущий: Насекомые – это…
Игроки: …муха, комар…

Игра «Букет»
Цель: Закрепить место произрастания растений.
Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например: только лесные.
Эту игру можно проводить без картинок - в словесном  виде, просто называя  - одуванчик-поле; подснежник - лес, роза - сад и т.п.

 Игра «Бывает - не бывает»
Цель: Закрепить знание сезонных явлений природы.
Ход: Ведущий называет время года,  например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает.

Игра «Кто кем  (чем) будет?»

Цель: Закреплять знания о предмете в разные временные отрезки (в настоящем будущем, бывшем).
Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?). При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.
Например, из яйца может  быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым), и т. д.
Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.
Рекомендации подготовила: Мананникова А.М.

1 комментарий: